HR сценарии 2020
Исследование

Апрель 2020
Исследование журнала Штат и нашего проекта, проведено при информационной поддержке сообщества HR [Хаб], компании SHL Russia & CIS, ЭКОПСИ, АНКОР Холдинг, Свобода слова.
Компании понимают, что планы необходимо менять, но уровень неопределенности пока слишком высокий.
Изменение планов и HR-бюджета
Исследование проводилось на фоне пандемии и экономической нестабильности, что, безусловно, существенно повлияло на результаты.
Большинство компаний (90%) столкнулись с необходимостью изменений.
В течение недели, отведенной на сбор данных, определенность увеличивалась, компании отвечавшие последними, имели больше утвержденных цифр, тех, у кого ничего не поменялось, становилось меньше. К моменту окончания исследования 41% респондентов уже определились с планами и пересмотрели бюджеты на персонал. 49% участников исследования находятся в процессе изменения HR планов.
Среди ответивших, что ситуация никак не повлияла, в основном компании ИТ. Все крупные компании с численностью более 1000 сотрудников либо уже поменяли, либо будут менять свои планы.
Изменение приоритетов
Пандемия COVID-19 существенно повлияла на приоритеты в работе с персоналом. В связи с карантином, компании вынуждены были перевести сотрудников на дистанционную работу (88%). Лишь 21% компаний участников исследования применяли дистанционный труд до начала карантина, такая практика была, например, в 42% ИТ компаний и 37% компаний из сектора ТНП. 48% респондентов попробовали работать дистанционно, но хотят вернуться в офис, при первой возможности. Однако 31% компаний пересмотрел свое отношение и планирует использовать дистанционный труд после карантина. В апреле 29% участников указали, что полностью работают удаленно, у трети больше 50% сотрудников работает из дома, а еще у трети менее 50% - дистанционно. Значительнее других пересмотрели свой подход к дистанционной работе банки и представители финансовой сферы, 62% готовы использовать эту практику после карантина.
Повышение эффективности было важным для половины участников исследования, но сейчас, как и в любой кризис, приоритет этой задачи возрос. Повышение эффективности особенно актуально для средних компаний с численностью персонала от 100 до 1000, об этом сообщили 2/3 респондентов.

В новой экономической ситуации больше половины компаний отмечают необходимость проведения оптимизации численности персонала. Прежде всего это стало наиболее актуальной задачей для небольших и средних компаний с численностью персонала до 500 человек. Компании из сферы ТНП и ИТ чаще, чем представители других отраслей, отмечали задачу оптимизации численности.
Компании обратили большее внимание на вопросы HR-автоматизации и HR-аналитики. Вероятно, рассматривают это, с одной стороны , как способ повышения эффективности, а с другой стороны, как основу для оперативного принятия решений.
Отошли на второй план вопросы привлечения персонала, построения бренда работодателя, удержания персонала.
Однако найм продолжает быть актуален для компаний из финансового сектора, которые работают даже в условиях карантина.
Сохранить персонал стремятся компании производственной сферы и ТНП.
По сравнению с планами на 2020 г. резко понизилась важность обучения, развития и управления талантами, что раньше планировалось как приоритетное направление работы у 70-80% компаний.
Планы действий
В сложившихся обстоятельствах компании вынуждены корректировать планы действий на 2020 год и включать в них дополнительные мероприятия, в зависимости от того, какой
сценарий развития событий они рассматривают как наиболее вероятный.
Основными мероприятиями, в отношении которых компании уже
определились, являются: перевод на дистанционную работу (59%), мораторий на прием новых сотрудников (40%), подбор только на замену ушедшим сотрудникам (28%).
В условиях неопределенности компании пока не готовы активно сокращать численность, но для экономии затрат все-таки используют различные схемы сокращения Фонда оплаты труда, такие как неполная рабочая неделя или отпуск без сохранения заработной платы.
Изменение статей затрат на персонал
Фод оплаты труда
Половина участников исследования уже приняли решение пересмотреть фонд оплаты труда в сторону уменьшения (52%). Активнее других сокращают ФОТ компании с численностью от 1000 до 5000, из них 66% заявили о таком желании. Компании с численностью более 20 000 в меньшей степени склонны к такому решению. Примерно половина (42%) пока не планирует уменьшение ФОТ.
Несмотря на Указ Президента, в апреле 15% компаний отправили часть сотрудников в простой, 8% компаний отметили, что часть их сотрудников находятся в отпуске без сохранения заработной платы.
Поскольку в числе участников исследования не так много компаний из наиболее пострадавших отраслей: сферы туризма, услуг и розничной торговли, а также в силу формального запрета Президента мы рискнем предположить, что эти цифры занижены.

Экономия ФОТ
Первой мерой экономии стала индексация - те, кто не успел ее сделать и у кого она была запланирована, либо отменят, либо перенесут на более поздний период. Далее компании «пускают под нож» премию, причем чаще премию менеджеров, нежели исполнителей.
Мелкий бизнес (до 100 чел.) чаще других склонен отменить премию, причем для всех категорий персонала. Крупный бизнес от 1000 сотрудников скорее склонен уменьшать размер премии или смещать ее на конец года, когда будет понятен общий финансовый результат. Примерно треть компаний планирует пересмотреть показатели премирования для топ- и миддл-менеджмента. 27% компаний-респондентов уже утвердили сокращение бюджета фонда оплаты труда менее чем на 10%, 24% компаний отметили, что будут сокращать ФОТ на 11-20%, а 21% компаний сокращают затраты более чем на 40%. При оптимистичном сценарии 62% компаний полагают, что ФОТ будет сокращен на 6-20%. А при пессимистичном половина ответила, что сокращения будет в диапазоне от 11 до 30%, а 24% планируют сокращение более 30%.
HR бюджет
Большинство участников (71%) опроса заявили о планах сократить HR бюджет. Изменения пока не затронули 27% компаний, это в основном крупный бизнес, с численностью персонала от 5 000 сотрудников. Представители финансового сектора чуть меньше, чем в среднем по выборке, сокращают бюджет 61%.
При этом тройка лидеров среди статей, подвергающихся сокращению в первую очередь, по сравнению с 2014 г. не изменилась: вновь сокращаются затраты на корпоративные мероприятия (77% компаний), затраты на внешнее обучение (64% компаний) и подбор персонала (55% компаний).
Среди статей, которые компании стремятся сохранить: затраты на льготы (44%), затраты на внутреннее обучение (40%), затраты на HR-автоматизацию (34%). Автоматизацию не только реже сокращают, но 8% компаний заявили, что даже увеличивают.


Только 20% компаний из числа участников исследования уже приняли решение о сокращении персонала
Вероятно, уровень неопределенности из-за пандемии пока слишком высокий, чтобы принимать жесткие решение, и возможно, Указ Президента является еще одним из сдерживающих факторов. Например, в марте 2014 г. уже 46% компаний заявляли о готовности сокращать численность персонала.
Сейчас сокращения уже утверждены в 32 % небольших компаний с численностью персонала до 100 человек. О сокращении численности задумываются представители всех отраслей, но ни одна из ответивших компаний финансовой сферы еще не приняла такого решения.
Также крупные компании с численностью персонала от 5000 сотрудников пока не решились на этот шаг.
По поводу процента сокращения численности данные компаний сильно отличаются. При оптимистичном сценарии, сокращения будут в пределах 10% от численности персонала, так считают 74% респондентов.
При пессимистичном сценарии увеличивается доля тех, кого ждут значительные потери. 39% компаний рассчитывают сократить до 10% численности , 52% компаний ожидают потерять от 11 до 30% сотрудников, а 9% участников исследования отметили, что сократят более трети своих сотрудников.
Поскольку выборка респондентов достаточно разнообразна, то и планы проектов на этот год изначально, видимо, сильно отличались. 10-15% компаний решили отказаться от дорогостоящих программ обучения топ-менеджеров. Стали не актуальны программы набора молодых специалистов. Среди проектов, которые примерно половина компаний продолжают реализовывать, как и раньше, опросы вовлеченности, ежегодная/ полугодовая/ квартальная оценка деятельности, программы отбора кандидатов и подготовки кадрового резерва и автоматизация HR-функций.
Смещение фокуса с внешнего найма на развитие персонала внутри компании становится трендом этого года.
У 20-25% поменялось содержание программ обучения топов и кадрового резерва. Были пересмотрены задачи по автоматизации. Изменился подход к регулярной оценке деятельности. По комментариям ответивших стало ясно, что горизонт планирования и оценки результатов становится короче, смещается на квартальные цели.
Из того, что чаще всего и не было в планах у 30-40% участников исследования: программы Wellbeing, конкурсы идей, программа отбора в кадровый резерв, программы набора молодых специалистов.
Подходы к использованию инструментов оценки не претерпели существенных изменений. Однако 43% компаний будут сокращать затраты на оценку.