Для большинства крупных компаний, по крайней мере, в Москве, включение добровольного медицинского страхования в компенсационный пакет сотрудников стало нормой. Есть категория персонала, которая так давно привыкла, что компания-работодатель берет на себя расходы, связанные с их здоровьем, что по-другому они себе жизнь уже и не представляют. Можно сказать, что в определенном классе компаний, весьма многочисленном, ДМС стало просто «гигиеническим фактором». Безусловно, способствовал этому еще и тот факт, что ДМС – одна из немногих программ, на которые распространяются налоговые льготы.
Компании обеспечивают сотрудников программами ДМС по разным соображениям: для одних это дань рынку и суровая необходимость, чтобы привлечь нужные кадры, другие искренне заботятся о здоровье людей, третьи считают, что за счет ДМС сотрудники теряют меньше рабочего времени. Однако в любом случае HR-ы считают своей заслугой снижение цены на программы и выбивание лучших условий из страховых компаний. О том, чем опасен такой подход и как организовано обслуживание пациентов по ДМС и пойдет речь в данной статье. Что важно знать о страховом бизнесе, если вы действительно хотите получить качественную медицинскую помощь?
По определению любой страховой компании: «страховым случаем по ДМС является острое заболевание или обострение хронического заболевания». Точка. По программам ДМС никто не берет на себя обязательств заботиться о здоровье ваших сотрудников. Это важно понимать. Никто не будет их лечить, если они серьезно и хронически больны. ДМС это для здоровых людей.
Как и во всех других видах страхования, ДМС это продукт, в котором страховой случай всегда есть, он случается каждый день, и каждый день страховая компания вынуждена платить из своей страховой премии лечебному учреждению за те или иные оказанные услуги. Недаром в страховых компаниях отделы по работе с ЛПУ называются (вдумайтесь!) – «отдел урегулирования убытков». Для оказания страховых услуг ДМС компаниям приходится еще тратиться на достаточно большой штат сотрудников: диспетчерский пульт, врачи-кураторы, медицинские эксперты. Все это вместе приводит к тому, что ДМС вообще не самый прибыльный вид страхования. Поэтому мелким страховым компаниям на этом рынке нет места. Кроме того, когда вы получаете скидку в результате переговоров со страховой компанией нужно четко понимать, что страховая компания свои 5-10% от вашей премии все равно получит. А если цена страховой программы небольшая, то получит она их за ваш счет, т.е. за счет объема и качества медицинской помощи. Как?
Предположим, вы подписали со страховой компанией контракт по цене 3 копейки за человека, где есть все даже самые дорогие аппаратные исследования и анализы. Что происходит дальше? В поликлинику приходит программа уже с другим списком услуг, гораздо меньшим, а то, что вам наобещали значиться в разделе «по согласованию со страховой компанией». Любой врач знает, что это означает, поэтому тратить свое время и силы на «согласование» скорее всего не будет.
Или еще одна схема: запись в поликлиники через пульт страховой компании, Это не способ обеспечить удобство застрахованных, а способ направить поток пациентов в ЛПУ подешевле, где у этой страховой большая скидка. Так что еще один вопрос, который стоит задать страховщикам: будет ли организовано прямое прикрепление в каждое из ЛПУ, включенных в страховую программу.
Врач офиса
Многие компании сейчас хотят, чтобы в их офисе пять дней в неделю сидел врач от страховой компании. Казалось бы, очень удобно, почувствовал себя сотрудник плоховато – не нужно отпрашиваться идти в поликлинику: зашел к врачу, получил рекомендации какие лекарства попить и пошел работать дальше, ну а если все плохо, оформил больничный и пошел домой. Людям удобно и компании рабочее время сотрудников экономится.
Теперь посмотрим для чего эта услуга страховщику. Ответ очень прост – задача врача офиса не пускать ваших сотрудников в поликлинику. Для страховщика зарплата офисного врача – копейки, по сравнению со счетом, который ему выставит хорошая поликлиника за аналогичное количество терапевтических приемов, потому что даже по государственному медицинскому стандарту оказания амбулаторной помощи практически любой первичный прием терапевта должен повлечь за собой направление на анализы и другие диагностические процедуры. Это стандарт качества оказания медицинской помощи, который в случае с офисным врачом явно не соблюдается. Не говоря уже о том, что некоторые врачи офисов, имея медицинский сертификат «Терапия», пытаются решать проблемы пациентов, которые не входят в их компетенцию, подменяя таким образом узких специалистов, что может привести к печальным последствиям.
Еще одна история на тему офисных врачей. Как человек, проработавший в медицине, могу со всей ответственностью заявить, что качество большинства врачей, работающих в офисах, оставляет желать лучшего. Высокопрофессиональный терапевт никогда не пойдет работать офисным врачом, поскольку для него это потеря квалификации. Одно дело сидеть на приеме в поликлинике, где за день у тебя перед глазами проходит 15-25 пациентов, другое дело в офисе, где за целый день может быть никто и не зайдет вообще. Удобно, конечно, расслабляет ужасно, но профессионализм за несколько лет такой «халявы» уходит. Помните, что врачебная профессия это ремесло, в котором нужно практиковаться каждый день. Так наш с вами благой порыв сделать жизнь сотрудников комфортнее оборачивается «боком» для их здоровья.
Стоит учитывать еще и юридический риск, о котором часто забывают работодатели: прием врача офиса должен вестись в специально оборудованном и лицензированном кабинете. У многих ли компаний есть такие отлицензированные кабинеты? Куда врач офиса передает истории болезни пациентов и ведет ли он эту документацию вообще? Что будет делать пациент, если его легкое недомогание перейдет в серьезное заболевание и понадобиться полная картина с описанием первичных симптомов? Неудобные вопросы, которые стоит задать страховой компании, предлагающей вам услугу «врач офиса».